Школа без стресса

Как сберечь здоровье школьника в нелёгком процессе обучения? Как учёба воздействует на мозг ребёнка? Эти и другие вопросы школьного обучения с учётом особенностей детской психологии стали центральной темой «круглого стола», организованного на прошлой неделе Московским центром развития русского языка. Дискуссия была организована в рамках проекта «Школа без стресса», который центр осуществляет с прошлого года.

Проект «Школа без стресса» адресован образовательной среде. Его целью является поиск путей создания в школе комфортных условий для всех участников образовательного процесса, позволяющих не только достичь высоких результатов в сфере обучения, но и сберегающих физическое и психическое здоровье. В рамках проекта его участники вырабатывают меры профилактики и коррекции трудностей обучения детей, связанных с особенностями формирования их психики, профессиональной подготовки и переподготовки учителей в свете новейших научных представлений о развитии мозга ребёнка.

Педагоги и психологи обсуждали, полезно ли загружать ребёнка учёбой или излишние нагрузки могут повредить психику ученика. Помимо специалистов «узкого профиля» в мероприятии приняли участие министр образования Андрей Фурсенко, ректор Государственного университета Санкт-Петербурга Людмила Вербицкая и другие руководители учебных заведений.

В современной школе ребёнок уже к концу первого класса утрачивает свойственный этому возрасту оптимизм, а виноваты здесь не только слишком озабоченные продвижением новых методик педагоги, но и родители, которые хотят всего и сразу.

Директор Института мозга РАН Святослав Медведев рассказал, что перегрузки в учёбе могут иметь для ребёнка самые плачевные результаты. «Яркий тому пример — олимпийцы. Эти люди к тридцати годам абсолютно больные просто потому, что подвергаются несвойственным для человека нагрузкам», — поведал Медведев. Ситуация со школьным обучением, заметил он, совершенно аналогичная — в случае перегрузок в школе ребёнок может запросто «заработать» невроз, а в отдельных случаях даже сойти с ума.

С ним согласился и заведующий лабораторией нейрофизиологии Института психики РАН Юрий Александров. По его словам, у человеческого мозга есть свойство «отбирать» резервы из других сфер — вплоть до сфер физического развития, и направлять их на сферу наибольшей нагрузки.

Специалисты также рассказали, что ребёнка ни в коем случае нельзя «вырывать» из естественного жизненного ритма — это чревато повреждением психики и проблемами со здоровьем. К примеру, рассказали учёные, известен такой факт. Индейцы с Аляски, которых буквально насильно обучали в университете и заставляли работать на заводе, жили всего по 30 — 35 лет. «Организм построен на сбалансированности, а любое отклонение от неё гарантирует болезнь», — в один голос заключили специалисты.

Резюме пятичасового разговора: школьные учителя почти ничего не знают об особенностях мозга ребёнка, не учитывают их и школьные программы. «Советская педагогика тоже мало опиралась на знания физиологов, — сообщила директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук Марьяна Безруких. — Она строилась в основном интуитивно, часто методом проб и ошибок. Получился такой многолетний естественный эксперимент. А вот в дореволюционные гимназии брали учеников с 9 лет, и это было, с нашей точки зрения, правильнее».

Безруких процитировала Ушинского, который ещё в 1875 году сетовал на то, что воспитание мало «черпает из источника» научных знаний об организме ребёнка. Сегодня этих знаний достаточно лишь для того, чтобы указать на ошибки. О применении их на практике говорить пока не приходится. До сих пор российское образование держится на устойчивых мифах, давно опровергнутых наукой. На них опираются и простые учителя, и педагоги-новаторы, и чиновники. Каждый выбирает то, что ему по душе.

Начнём с банального — «повторенье — мать учения» (немногие, кстати, знают завершение — «и прибежище ослов»). Наука говорит, что повторение может быть совершенно бесполезным и даже произвести обратный эффект. «Все зависит от того, спустя какое время после первого запоминания ученик будет повторять материал, — объясняет известный психофизиолог, профессор Юрий Александров. — На разных этапах консолидации памяти этот процесс может протекать по-разному. Учёным ещё предстоит установить, с какими перерывами должны обучаться дети».

Оказывается, полностью противоречат физиологии ребёнка скорочтение и безотрывное письмо (когда учатся писать, не отрывая руки от бумаги), которые сегодня активно практикуются в начальной школе. Оптимальная скорость чтения — 80 слов в минуту, ученику же предлагают прочитать 120.

«Кто высчитал эти 120 слов, когда?! Кто внёс это в программу?» — недоумевает Марьяна Безруких. Она рассказала и о более стойких мифах, которые укоренились не только в школьной практике, но и в сознании людей. Главный — о том, что существуют «возрастные окна», когда мозг лучше всего воспринимает информацию, и поэтому интенсивное обучение иностранным языкам нужно начинать как можно раньше — между 2 и 6 годами. Современные исследования говорят об обратном — мозг в это время ещё не сформировал навыков, необходимых для усвоения второго языка. Этот факт подтвердила и профессор СПбГУ, заместитель руководителя кафедры общего языкознания Татьяна Черниговская, лингвист и биолог.

Кстати, спешка проявляется не только в образовании. Учёные уверены: к 18 годам мозг молодого человека «функционально не готов справиться с ситуацией, которая его ожидает в армии, но если оттянуть призыв на два года, то многих проблем просто не было бы».

Ещё один миф — о безграничных возможностях мозга — развенчал директор Института мозга человека, член-корреспондент РАН Святослав Медведев: «Компьютер при выполнении некорректной задачи выдает сообщение об ошибке, а человеческий мозг продолжает работать. Но работает он уже в совершенно другом режиме, пытаясь преодолеть возникшее противоречие. Это может привести к неврозу и более серьёзным нарушениям работы нервной системы».

Мнение специалистов обязательно будет учтено при корректировке методик обучения. Таким образом, у российских школьников появляется шанс на то, что после получения аттестата зрелости им не потребуется бороться с последствиями чрезмерного стресса.


Опубликовано 30 мая 2006 года в рубриках Здоровье, Стресс, Стрессоустойчивость.

© 2006 . При цитировании ссылка на автора и сайт обязательны.